«ИН РОСПЕВ»
Том XXII , С. 495
опубликовано: 26 ноября 2014г.

«ИН РОСПЕВ»

в древнерусской певч. практике одно из названий мелодической версии песнопения при существовании традиционной; появляется в нотированных рукописях приблизительно с сер. XVI в. в монодии, впоследствии фиксируется также в ранних гармонизациях знаменного и киевского распевов кон. XVII - нач. XVIII в. Появление термина «И. р.» связано с возникновением многораспевности, когда один и тот же гимнографический текст в рукописях нотировался по-разному. «И. р.» мог отражать незначительные расхождения в певч. тексте, связанные с существованием местных традиций, обозначать авторский развод песнопения или распев др. стиля (напр., вместо знаменного - путевой и т. д.). Иногда это же явление могло обозначаться др. терминами, напр. «ин розвод», «ино знамя», «ин перевод», «ин».

Лит.: Фролов С. В. «Иного переводу Лукошково»: Опыт исследования // ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 351-356; он же. Многораспевность как типологическое свойство древнерус. певч. искусства // Проблемы рус. муз. текстологии: (По памятникам рус. хоровой лит-ры XII-XVIII вв.): Сб. науч. тр. Л., 1983. С. 12-47.
И. В. С.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАВЫКИН Николай (кон. XVII -1-я пол. XVIII в.), дух. композитор эпохи барокко
  • БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ др.-рус. нотация до сер. XVII в.
  • БОЛЬШОЙ РАСПЕВ стиль пения в XVI - XVII вв.
  • БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор